Описание установки

Установка состоит из компьютера, стандартной видеокамеры (1), осветителя катафотов (2), катафотов (3) и стандартной установки для лабораторного практикума (4). Для примера в качестве такой лабораторной установки мы выбрали установку двух связанных маятников.

Интерфейс и настройка программы

Интерфейс программы состоит из 4 окон: управления (3), вывода изображения на экран (1), визуализации найденных точек (2) и вывода увеличенных фрагментов видеоизображения (4).

Interface

Основное окно приложения - это окно управления (3), реализованное как диалоговое окно (библиотека классов MFC). Оно включает в себя все элементы управления. Отметим, что другие окна их не содержат. Они управляются только из основного окна и отвечают исключительно за вывод графики.

Окно вывода изображения на экран (1), выводит видео-поток с видеокамеры без какой-либо обработки. Другое окно визуализации (2) отображает все найденные яркие точки. Они выделяются разными цветами, в зависимости от режима работы. Окно (4) используется на этапе настройки лабораторной установки. Оно позволяет выводить увеличенные фрагменты изображения в соответствии с заданным уровнем интенсивности, и осуществляет построение графика интенсивностей для любой выбранной строчки изображения

Фрагменты работы с программой (кликните для увеличения):

Общий алгоритм работы

Вначале, программа находит все точки, используя при этом критерии того, что точка является яркой, и имеет строго определенную геометрическую форму. Далее, все найденные точки сопоставляются с найденными ранее. Так, для любой фиксированной ранее точки автоматически включается алгоритм предсказания ее дальнейшего местоположения, и происходит поиск наиболее близкой к этому месту точки из вновь найденных. Предсказание местоположения точки производится с помощью теории, разработанной математиком Рудольфом Калманом.

Обработка видеоизображения в реальном времени требует оптимизированных алгоритмов и наиболее быстрых численных методов, иначе программа будет не успевать обрабатывать весь видео-поток. Так, для работы с графикой используется библиотека DirectX. Она позволяет выводить изображение непосредственно на экран, минуя более медленную оконную библиотеку Windows.

В процессе работы данные заносятся не сразу в базу данных, а сначала в связный список, а потом уже, после завершения опыта, данные переносятся в базу данных Microsoft Access. Связный список строится полностью в оперативной памяти, поэтому занесение в него данных происходит намного быстрее, чем в саму базу данных.

Разработка проекта

Данный проект разрабатывался в течение нескольких лет, и можно выделить несколько стадий его разработки:

1. Программирование захвата видеоизображения и вывод его на экран с помощью библиотеки DirectX.

2. Выбор наилучшего алгоритма основной обработки видео потока (нахождения точек).

3. Разработка методов сопровождения точки.

4. Создание удобного интерфейса программы и дополнительных возможностей настройки.

5. Совершенствование всей программы в целом.

При разработке данного проекта был учтен опыт разработчиков подобного оборудования. Ближайшим аналогом нашему прибору является прибор VideoCom, немецкой фирмы Labold Didactic.

В VideoCom применяется регистрация сигнала с помощью ПЗС линейки (512 или 1024 элемента), которая позволяет регистрировать изменение координаты физического объекта оптическим методом. Основным недостатком VideoCom, по сравнению с VideoLaboratory, является возможность измерения только линейных (одномерных) перемещений, хотя в большинстве экспериментов необходимо измерять две координаты (перемещение в плоскости). Также VideoCom позволяет отслеживать только несколько объектов.

Прибор VideoCom (Labold Didactic) на нашей лабораторной установке